Суббота, 20.04.2024, 08:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт композитора Дмитрия Зайцева

Композитор Зайцев Дмитрий Макарович. Автопортрет

Я родился тихим и скромным мальчиком. Нигде не светился, ничем не блистал. Поздно пошёл учиться музыке. Поздно окончил консерваторию. Поздно стал музыкальным теоретиком и композитором. Всё делал поздно. Мои способности к музыке развивались медленно, постепенно. Мне было 10 лет – общество сомневалось в моих способностях, мне было 20, 30 и 40 лет – общество продолжало сомневаться в моих способностях. Общество всегда сомневалось в моих музыкальных способностях.

Учёба в средней школе. Для меня многие предметы были непонятны и неинтересны. Но отношение учителей к учащимся в целом было гуманным: лишний раз двоек старались не ставить. Чем-то я понравился учительнице ботаники, она восхищалась мной по всей школе. Кажется, это было в 6 классе. Любил математику и историю, когда эти предметы вели умные, толковые учителя. Химией не интересовался. Никогда не был круглым отличником. Ума хватило, не быть круглым. Не любил учить стихи. Они для меня были очень правильными. Учёба в музыкальной школе была кратковременной: надо было срочно поступать - дальше учиться.

В музыкальном училище и в консерватории мой труд мало походил на учёбу. Скорее всего, это было преодоление каких-то препятствий, мало связанных с музыкой.

После училища я начал трудиться. Работал теоретиком, преподавал предметы сольфеджио и гармонию. Был опытником, работал по своему плану. В деле мне никто не мешал. Но помочь также не мог.

Отдельно отмечу две добродетели учителя музыки. Первая и главная добродетель учителя музыки – это ум, доброта человека. И вторая добродетель учителя музыки – это работоспособность. В начале пути я знал только одну добродетель учителя музыки. Конечно, теперь сожалею об этом.

Теперь о делах музыкальной школы. Кадры в школе всегда были проблемой второго плана. На первом плане у нас организация труда на основе движения. Я мечтаю о той школе, где каждый учащийся сможет легко и свободно учиться музыке по своим возможностям. И каждый учитель музыки сможет легко и свободно творить по своим возможностям. А это можно сделать лишь в том случае, если снять с учащихся общие требования и убрать с пути общий экзамен. «Жизнь прожить – не поле перейти». Но именно потому, что дальше обучение музыке будет нелёгким, возможно, даже проблемным, в школе этот процесс надо сделать щадящим, гуманным, простым.

Краткие биографические данные. Родился 17 июля 1942 года. Станция Курган-Тюбе Андижанской области. Узбекистан. Отец – рабочий, мать – уборщица в школе. С 6 лет – воспитанник детского дома. Консерваторию окончил по специальности дирижёр хора. Преподавал в школе, в училище и в педагогическом институте сольфеджио и гармонию. Работал также настройщиком пианино. Из сочинений: учебные пьесы для фортепиано – всего около 600 произведений. Аналитические статьи о музыке. Универсальная музыкальная таблица. Задачи классической гармонии по моему методу.

 

Общение учителя музыки с учащимися

 

Говорят, что где-то есть умные люди. А меня музыке учили Протасов и Дорошенко. Спасло только то, что крепко стоял на ногах.

Искусству общения с учащимися нигде не учат – ни в училище, ни в консерватории. Но можно ведь самостоятельно учиться этому искусству. Дайте молодому человеку – будущему учителю музыки хотя бы малый намёк на тему. Когда нет науки, когда нет даже подсказки на тему, то расчёт только на здравый смысл. А здравый смысл уводит нас в тупик: «Учи так, как тебя учили». Меня учили в жёстком режиме. Те же Дорошенко и Протасов меня учили. И другие учителя учили в жёстком режиме. По сути, веками в воспитании человека ничего не меняется. Потому что «здравый смысл». А учитель музыки либо знает азбуку общения с учащимися, либо не знает. Я делюсь с читателем практическим опытом. Мой поезд, увы, давно уже ушёл. Не поезд жалко. Обидно годами скользить на ровном месте просто из-за того, что кто-то в своё время не сделал хорошей подсказки. Всего-то и нужно студенту – один урок, 45 минут внимания, чтобы запомнить тему на всю жизнь. А дальше – право специалиста, что делать с этой подсказкой. Есть люди, которым, возможно, нравиться всю жизнь скользить на одном месте. На здоровье. А мне не нравится. В самолёте есть рычаг автопилота. Включили – работает, не включили – не работает. Других вариантов нет. Включили подсказку – работает практика уважительного общения с учащимися, ну, хоть в какой-то мере работает. Не включили подсказку – работает практика жёсткого общения с учащимися. Однозначно. Отрицательный опыт общения, накопленный нами задолго до старта, в деле учителю музыки совсем не нужен. В деле нужен только положительный опыт общения. С положительным опытом общения мы – победители во всём: в сольфеджио, в гармонии, в полифонии и в специальном фортепиано. И об этом надо знать каждому учителю музыки. А «здравый смысл» - последнее дело, если не знаешь таблицы умножения.

 

Общение учителя музыки с коллегами и с начальством

 

Мой класс – мои проблемы. Свои дела в классе я решал сам. Отношения с коллегами и с начальством школы были ровными, корректными. Во всяком случае, с моей стороны было всяческое уважительное отношение к коллеге. Сложности иногда были, конечно. Но их не стоит преувеличивать. Каждый день приносил и плюсы, и минусы. Кто хочет трудиться в школе, тот будет трудиться в школе. Нет такой силы, способной помешать творчеству. Молодому учителю музыки я бы пожелал не делать моих ошибок, а делать свои ошибки. Большие и малые. Без ошибок нет движения. А каждой музыкальной школе я бы посоветовал постепенно избавляться от так называемых «правильных» - никогда не ошибающихся специалистов. Ужасно скучные ребята. Если честно сказать.

 

Город Газалкент. Ташкентская область. Узбекистан. Июль 2015 года. Композитор Дмитрий Зайцев.

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz