Задачи по гармонии. Метод Дмитрия Зайцева. Тема первая
Стр. 1
Тема первая: Трезвучия
всех ступеней лада и их обращения
Форма № 1
Цитата из фильма: «Вовка, за хлебом сбегай, - а? Я
забыла. Да, и макароны захвати».
Все педагоги мира всю жизнь
мечтали о той счастливой минуте, когда пред учащимся будет поставлена всего
одна задача. Например, принести с магазина хлеб. Всё, больше ничего с магазина
не нужно приносить. На первый раз. Задачи по гармонии наши учащиеся могут
решать в неограниченном количестве. Если в этих задачах – одно неизвестное.
В моей задаче по форме № 1
учащемуся необходимо найти всего один голос – тенор. То есть все другие голоса
и функции аккордов в задаче уже есть. По
этой форме мы, если и посылаем Вовку в магазин, то только за хлебом. Никаких
макарон, вермишелей и прочих продуктов сейчас Вовка купить не сможет. Потому
что он устал и потому что на объекте у Манохина трубы лопнули. А ещё потому,
что за кооперативную квартиру деньги не выплачены и у сына – проблемы в школе.
Цитата из
фильма: «Как отличник? – Гуляет отличник». Хвалят товар
обычно из своего интереса. Чем больше мы хвалим нашу школу, тем больше
потенциальный Кулибин пропадает в своём любимом дворе.
Стр. 2
Форма № 2
Теперь у нас уже два
неизвестных голоса – альт и тенор. Но тенор мы находили раньше. Тенор – лёгкая
задача. Новая задача – найти альт.
Другими словами если сказать, когда Вовка привыкнет
после работы таскать хлеб с магазина, то ему не трудно будет захватить также и
макароны. Тем более что у Вовки две руки. В правой руке у Вовки будет хлеб, а в
левой руке – макароны. Или наоборот, что, конечно, неважно. Со временем Вовка
так привыкнет таскать с магазина хлеб и макароны, что ему не надо будет ничего
напоминать. Условный рефлекс – по учению И. П. Павлова. Сходить в магазин, -
тоже работа, только домашняя.
Люди говорят разное, например, то, что пожарным или водолазом работать
трудно. Конечно, трудно, если мы сразу надеваем скафандр, пытаемся лезть в
пекло или в воду. А если дела творить не спеша, то у нас никаких забот не
будет. И нас абсолютно не интересуют премиальные. Если зарплата хорошая, то
есть – как у первого министра или даже больше.
Стр. 3
Форма № 3
По этой форме учащемуся надо
найти и вписать в задаче три отсутствующих голоса – сопрано, альт и тенор.
Причём порядок поиска и запись лучше делать сверху вниз, тогда не будет
нарушений в расположении аккордов.
Если сравнить наше положение с положением Владимира
Николаевича, именуемого в народе просто – Володькой, то теперь с магазина ему
проходится носить не только хлеб и макароны, но также картошку. Две руки, мы
помним, у Володьки заняты, а для картошки можно приспособить на плечи небольшой
школьный ранец. Продавцов ничем не удивить. Иногда за продуктами приходят
совсем маленькие дети, бывает, что собачка выполняет эти простые функции.
Володька – хороший прораб, а здесь – он просто носильщик.
Поскольку правила гармонии у нас несколько отстают от практических
занятий, то преподаватель делает приоритеты, что говорить сейчас и что говорить
завтра. Естественно, к мелким неточностям в учебных работах гармонии мы
относимся философски: «Не сразу Москва строилась».
Стр. 4
Форма № 4
Сейчас в задаче у нас нет
трёх верхних голосов. И нет функции аккордов. Определить функцию аккордов –
задача для учащегося непростая.
По принятой традиции, мы сравниваем своё положение с
положением Владимира Николаевича, которого во дворе никто Николаевичем не
именует, а именуют либо Вовкой, либо прорабом. Теперь Вовка – прораб носит с
магазина не только хлеб, макароны и картошку, то также и курево для себя. Но
думать Вовке ничего не нужно, в руке у него деньги – «без сдачи» и записка для
продавца. Вовка работает, как пионер – Тимуровец. Сказано, окучить яблоню –
окучим; сказано, спилить яблоню – спилим. В прошлом году была комиссия во дворе:
«Убрать клумбу – сделать детям бассейн». Сделали. В этом году была комиссия во
дворе: «Убрать бассейн – сделать детям клумбу». Сделали.
Конечно, учащемуся нелегко придумать функцию к басу. В особенности
нелегко приходится тем девочкам и мальчикам, которые ходили в магазин за покупками,
а в руках держали записку для продавца и деньги – «без сдачи». Школа не идёт с
нуля, мозгами надо шевелить раньше.
Стр. 5
Форма № 5
Теперь у нас – сочинение
задач. У моих учащихся было два пути – на выбор. Либо учащийся до экзамена
сочиняет 24 задачи во всех тональностях, либо он решает одну единственную
задачу на экзамене. Большинство учащихся предпочитало облегчить себе экзамен.
При этом интересы преподавателя и учащихся совпадали полностью.
По традиции сравним своё положение с положением Вовки
– прораба. Мы ещё находимся как-то на плаву, а у Вовки положение плачевное.
Впервые в жизни жена, то есть Люсенька - родная дала большие деньги: «Купи в
магазине всё то, что хочешь». А дело было пред женским праздником, сами
понимаете. Вовка, конечно, принёс, что нужно. И закуски принёс, всё под
контролем. А дальше – укор со стороны жены: «Ты что-то забыл принести». Нет на
свете такой жены, чтоб ей угодить на 8-е марта. Самые скучные лица у мужчин
бывают 7-го марта. А тут – особый случай: Вовка забыл купить цветы.
Прямо скажу: когда такие граждане, как Вовка, приходят учиться гармонии,
им сразу надо выдавать диплом.
Стр. 6
Заключение
Внимательные, пытливые
учителя и отдельные учащиеся, тоже – пытливые, ознакомившиеся с моим методом,
могут сказать: «А Зайцев хитрит, он что-то утаил. И предлагает вначале немного
«вспахать» гармонию по методу И. Дубовского, затем – глубоко и серьёзно
«пахать» по методу Д. Зайцева». Каюсь, каюсь, - другого пути не встречал.
Значит, наука у нас непростая. Свой дом мы строим вначале с кривыми стенами.
Потом всё рушим. И строим заново.
Шуткам – конец: «Без задач на урок гармонии не приходить», - было моё
условие в классе. Со студентами можно
говорить серьёзным языком. Наш урок – не лекция о международном положении,
где кто-то трудится в поте лица, а кому-то можно спокойно спать. И мои учащиеся
сразу уловили серьёзность положения: «Дядя не шутит, точно, - выгонит». За
месяц я отрегулировал положение в деле. Гуляйте на улице сони, кто ходит сюда
что-то смотреть. На скамейке в парке спать неудобно. А на уроке на соню
неудобно смотреть.