Вторник, 16.04.2024, 09:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт композитора Дмитрия Зайцева

Универсальная музыкальная таблица. Часть 2

Стр. 1

   Уважаемый преподаватель музыкально теоретических предметов. Вторая часть универсальной музыкальной таблицы – есть продолжение первой части. Поэтому всякое знакомство с таблицей я рекомендую делать с начала, то есть – со вступительных статей в первой части, поясняющих назначение таблицы и формы работы с ней.

   Хорошее знание учащимися всех тональностей и умение строить во всех тональностях разные музыкальные конструкции, - давняя моя учительская забота. Полноценное использование в деле всех тональностей как-то влияет на развитие высотного слуха учащихся, надеюсь, – в лучшую сторону. А ладовая и тональная диета, что мы имеем в традиционной учебной практике, никак не может способствовать развитию высотного или «абсолютного» слуха. Идея равенства тональностей у меня возникла с самого начала трудовой деятельности. И дальше, где бы ни был и кем бы ни работал, эту идею я проверял на практике. Музыкальная теория, гармония и сольфеджио – мои основные предметы. Мне – преподавателю – опытнику не столь важно, как до меня музыкальное сообщество трудилось и обучало молодёжь. Ясно одно: работать можно лучше. И развивать музыкальный слух можно эффективнее, чем мы это делаем сейчас. И навыкам игры в разных тональностях можно обучать учащихся лучше и эффективнее. Для этой цели и служит моя «Универсальная музыкальная таблица», которая проста и доступна в работе каждому преподавателю теоретических предметов.

Тема седьмая. Доминантовый септаккорд

Пример 1: Доминантовый септаккорд в тональностях – натуральный До мажор и гармонический До минор. В миноре встречный знак – Си бекар.

Пример 2: Доминантовый септаккорд в тональности – натуральный До бемоль мажор. При ключе – 7 бемолей. Энгармонический вариант: Доминантовый септаккорд в тональности – натуральный Си мажор. При ключе – 5 диезов. Одноимённая тональность: Доминантовый септаккорд в тональности - гармонический Си минор. При ключе – 2 диеза. Встречный знак – Ля диез.

Пример 3: Доминантовый септаккорд в тональности – натуральный Си бемоль мажор. При ключе – 2 бемоля. Одноимённая тональность: Доминантовый септаккорд в тональности - гармонический Си бемоль минор. При ключе – 5 бемолей. Встречный знак – Ля бекар. Энгармонический вариант: Доминантовый септаккорд в тональности – гармонический Ля диез минор. При ключе – 7 диезов. Встречный знак – Соль дубль диез.

Тема восьмая. Уменьшённый вводный септаккорд

Пример 1: Уменьшённый вводный септаккорд в тональностях – гармонический До мажор и гармонический До минор. В мажоре встречный знак – Ля бемоль. В миноре встречный знак – Си бекар.

Пример 2: Уменьшённый вводный септаккорд в тональностях – гармонический Ля мажор и гармонический Ля минор. В мажоре встречный знак – Фа бекар. В миноре встречный знак – Соль диез.

Пример 3: Уменьшённый вводный септаккорд в тональности – гармонический Ля бемоль мажор. При ключе – 4 бемоля. Встречный знак – Фа бемоль. Уменьшённый вводный септаккорд в тональности - гармонический Ля бемоль минор. При ключе – 7 бемолей. Встречный знак – Соль бекар. Энгармонический вариант: Уменьшённый вводный септаккорд в тональности – гармонический Соль диез минор. При ключе – 5 диезов. Встречный знак – Фа дубль диез.

Тема девятая. Правописание хроматической гаммы в мажоре

Примечание: Выделенные ноты имеют знак альтерации при ключе и поэтому для них встречный знак не нужен.

Пример 1: В До мажоре правописание хроматической гаммы снизу вверх - До, До диез, Ре, Ре диез, Ми, Фа, Фа диез, Соль, Соль диез, Ля, Си бемоль, Си бекар, До. И правописание этой же гаммы при движении вниз - До, Си, Си бемоль, Ля, Ля бемоль, Соль, Фа диез, Фа бекар, Ми, Ми бемоль, Ре, Ре бемоль, До.

Пример 2: В Соль мажоре правописание хроматической гаммы снизу вверх - Соль, Соль диез, Ля, Ля диез, Си, До, До диез, Ре, Ре диез, Ми, Фа бекар, Фа диез, Соль. И правописание этой же гаммы при движении вниз - Соль, Фа диез, Фа бекар, Ми, Ми бемоль, Ре, До диез, До бекар, Си, Си бемоль, Ля, Ля бемоль, Соль.

Пример 3: В Соль бемоль мажоре правописание хроматической гаммы при движении снизу вверх – Соль бемоль, Соль бекар, Ля бемоль, Ля бекар, Си бемоль, До бемоль, До бекар, Ре бемоль, Ре бекар, Ми бемоль, Фа бемоль, Фа бекар, Соль бемоль. И правописание этой же гаммы при движении вниз - Соль бемоль, Фа, Фа бемоль, Ми бемоль, Ми дубль бемоль, Ре бемоль, До бекар, До бемоль, Си бемоль, Си дубль бемоль, Ля бемоль, Ля дубль бемоль, Соль бемоль. Энгармонический вариант: В Фа диез мажоре правописание хроматической гаммы при движении снизу вверх – Фа диез, Фа дубль диез, Соль диез, Соль дубль диез, Ля диез, Си, Си диез, До диез, До дубль диез, Ре диез, Ми бекар, Ми диез, Фа диез. И правописание этой же гаммы при движении вниз – Фа диез, Ми диез, Ми бекар, Ре диез, Ре бекар, До диез, Си диез, Си бекар, Ля диез, Ля бекар, Соль диез, Соль бекар, Фа диез.

Тема десятая. Правописание хроматической гаммы в миноре

Пример 1: В До миноре правописание хроматической гаммы при движении снизу вверх – До, Ре бемоль, Ре бекар, Ми бемоль, Ми бекар, Фа, Фа диез, Соль, Ля бемоль, Ля бекар, Си бемоль, Си бекар, До. Та же гамма при движении сверху вниз – До, Си бекар, Си бемоль, Ля бекар, Ля бемоль, Соль, Фа диез, Фа бекар, Ми бекар, Ми бемоль, Ре, Ре бемоль, До.

Пример 2: В Си миноре правописание хроматической гаммы при движении снизу вверх – Си, До бекар, До диез, Ре, Ре диез, Ми, Ми диез, Фа диез, Соль, Соль диез, Ля, Ля диез, Си. Та же гамма при движении сверху вниз – Си, Ля диез, Ля бекар, Соль Диез, Соль бекар, Фа диез, Ми диез, Ми бекар, Ре диез, Ре бекар, До диез, До бекар, Си.

Пример 3: В Си бемоль миноре правописание хроматической гаммы при движении снизу вверх – Си бемоль, До бемоль, До бекар, Ре бемоль, Ре бекар, Ми бемоль, Ми бекар, Фа, Соль бемоль, Соль бекар, Ля бемоль, Ля бекар, Си бемоль. Та же гамма при движении сверху вниз – Си бемоль, Ля бекар, Ля бемоль, Соль бекар, Соль бемоль, Фа, Ми бекар, Ми бемоль, Ре бекар, Ре бемоль, До, До бемоль, Си бемоль. Энгармонический вариант: В Ля диез миноре правописание хроматической гаммы при движении снизу вверх – Ля диез, Си бекар, Си диез, До диез, До дубль диез, Ре диез, Ре дубль диез, Ми диез, Фа диез, Фа дубль диез, Соль диез, Соль дубль диез, Ля диез. Та же гамма при движении сверху вниз – Ля диез, Соль дубль диез, Соль диез, Фа дубль диез, Фа диез, Ми диез, Ре дубль диез, Ре диез, До дубль диез, До диез, Си диез, Си бекар, Ля диез.

Тема одиннадцатая. Отклонения первой степени родства из данного мажора

Пример 1: Возможные отклонения из данного До мажора в тональности: Ре минор, Ми минор, Фа мажор, а также Фа минор, Соль мажор, Ля минор.

Пример 2: Возможные отклонения из данного Ля мажора в тональности: Си минор, До диез минор, Ре мажор, а также Ре минор, Ми мажор, Фа диез минор.

Пример 3: Возможные отклонения из данного Ля бемоль мажора в тональности: Си бемоль минор, До минор, Ре бемоль мажор, а также Ре бемоль минор (эта тональность - виртуальная, то есть имеет 8 бемолей при ключе. Обычно заменяется энгармонической равной тональностью – До диез минор), Ми бемоль мажор, Фа минор.

Тема двенадцатая. Отклонения первой степени родства из данного минора

Пример 1: Возможные отклонения из данного До минора в тональности: Ми бемоль мажор, Фа минор, Соль мажор, а также Соль минор, Ля бемоль мажор, Си бемоль мажор.

Пример 2: Возможные отклонения из данного Соль минора в тональности: Си бемоль мажор, До минор, Ре мажор, а также Ре минор, Ми бемоль мажор, Фа мажор.

Пример 3: Возможные отклонения из данного Фа диез минора в тональности: Ля мажор, Си минор, До диез мажор, а также До диез минор, Ре мажор, Ми мажор.




Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz