Задачи по гармонии. Метод Дмитрия Зайцева. Тема седьмая
Стр. 1
Тема седьмая: Энгармоническая
модуляция
Преданность
Наша преданность тонике и
главной тональности, по-моему, - вещь очевидная. Можно делать много отклонений,
можно несколько раз модулировать по ходу развития музыки. Но что-то тянет нас в
родные места, то есть к главной тонике и к главной тональности. Скорее всего,
это заложено в многовековой народной музыке. А потом закреплено классиками в
Европе и в других местах. Это также закреплено джазовой музыкой в Америке и в
других местах. Это закреплено и в некоторых других направлениях музыкальной
мысли.
Попытки изменить нашу музыкальную систему были и дальше, очевидно,
будут. Опыт – не беда, а мечта – не худшее качество человека. Но что-то
подсказывает мне, что правила классической гармонии останутся с нами навсегда.
Что-то подсказывает мне, что консерватория всегда будет называться
консерваторией, и классику нельзя отменить. Очевидно, от классики можно
временно как бы удаляться. Но не очень далеко, а так, чтобы на горизонте всегда
были видны родные места.
Стр. 2
Бабка надвое сказала
То, что уменьшённый
септаккорд может быть одновременно посредником и модулирующим аккордом, то
бабка надвое сказала. Один аккорд, в том числе уменьшённый, ещё не делает
модуляции. Уменьшённый септаккорд является обычным, рядовым аккордом первой
тональности. А вот посредник он или не посредник, зависит от следующего
модулирующего аккорда. Модулирующим аккордом у нас чаще всего бывает основная
доминанта новой тональности. А основная доминанта – это все аккорды,
построенные на пятой ступени лада.
Энгармоническая модуляция,
тем более – в далёкие тональности, - не есть обычное и часто применяемое
действие. Эту модуляцию нельзя делать по формальным признакам, даже в учебной
задаче гармонии. Нужны определённые условия для совершения хорошей и вполне оправданной
энгармонической модуляции.
Эту модуляцию можно сделать удачной и оправданной для нашего слуха. Но
только при соблюдении всех правил «приличного поведения». Нескорый темп,
нескорый ритм, плавное голосоведение, точное сочетание аккордов данной модуляции,
- это есть «набор джентльмена», посягнувшего отправиться в дальние и не очень
известные края.