Задачи по гармонии. Метод Дмитрия Зайцева. Тема вторая
Стр. 1
Тема вторая: Септаккорды
всех ступеней лада и их обращения
О пользе полных знаний
Трудно в общей цепи
рассматривать отдельные её звенья, а другие звенья как бы не замечать вовсе. И
трудно учащемуся музыкальной школы изучать отдельно главные септаккорды и их
обращения, но не изучать и не рассматривать септаккорды побочные. Старые
методисты хотели сделать, как лучше, «не до жиру нам», меньше аккордов – легче
учить. Получилось хуже. Учащемуся в школе трудно учиться, но он старается это
делать. Ради своих родителей, ради бабушки и дедушки, ради Деда Мороза и
Снегурочки. Ради мира на Земле. И приходит этот учащийся в музыкальное училище,
а тут предмет гармонии, и преподаватель говорит: «Забудьте всё то, что учили в
школе. Мы изучаем все септаккорды и их обращения. А это – не просто прибавка
аккордов. Это совсем другая наука». Первый день учащийся ходит в училище в
расстроенном состоянии. Кушать не хочется, ничего делать не хочется. А в голове
один вопрос: «Почему в школе мы изучали отдельные зубы крокодила, почему не
весь набор?». Со временем грусть сглаживается, и учащийся как-то входит в новый
ритм жизни.
А в школе – это рядом, через две улицы – учительница сольфеджио Мария
Ивановна продолжает, как ни в чём не бывало, как ничто в мире не случилось,
обучать детей науке о главных септаккордах лада и их обращениях. И её
теперешние учащиеся опять будут поступать в музыкальное училище, и опять им
преподаватель гармонии скажет стандартную фразу: «Забудьте про то, чему учились
в школе. Строим дом сначала».
Стр. 2
Главное звено в цепи правил
По этой теме учащийся в
основном следит за движением септимы аккорда, и старается всякий раз опустить
её плавно вниз. Не потому что учащийся всегда так хочет поступать. Не потому
что он хорошо знает правило. А потому что учитель всё равно не допустит
движение септимы вверх, особенно при смене функций аккордов.
Учащийся хорошо знает, что
при несменяемой функции аккорда септима может двигаться в любом направлении, в
том числе и вверх. Но преподаватель и этот случай не очень приветствует. Не
любит преподаватель движение септимы вверх. Говорит: «Кашу маслом не испортить.
Если есть возможность опустить септиму аккорда вниз, то сделайте это,
пожалуйста, ради преподавателя».
Некоторые студенты совсем не любят гармонию и непонятно, зачем поступили
учиться на музыкальный факультет. Но они уважают своего учителя музыки, потому
что тот обращается к учащимся по-человечески. А это стоит недёшево, и ценность
– особая. Чем дальше движемся в цивилизацию, тем дороже стоит хлеб, соль, вода
и то, чем дышим. И тем дороже стоит человеческое обращение друг к другу.
Пройдут года, и многие мои студенты забудут гармонию, забудут музыку даже, они
забудут имена своих сокурсников. Но при слове «Зайцев» им вспомнится слово
«Септима». И наоборот. Это я гарантировал своим учащимся. Всякий метод хорош не
тем, что хорошо трудятся избранные учащиеся, а тем, что трудятся все.
Стр. 3
Все септаккорды и секундаккорды
Пока мы не знаем всех
оптимальных сочетаний септаккордов и их обращений в учебной задаче. Это –
наработки будущего. Сейчас говорим минимум, о том, что вполне очевидно.
Например, очевидно: каждый септаккорд и каждый секундаккорд очень легко
вводятся после своего трезвучия.
После каждого трезвучия,
движем бас на секунду вниз (большая или малая секунда – это от диатоники), и в
итоге имеем секундаккорд этой функции. Операция очень простая, ведь верхние
голоса могут стоять на одном месте. Точно так может появиться септаккорд после
своего трезвучия. Вначале у нас было трезвучие. Затем в любом верхнем голосе
приму аккорда мы движем на секунду вниз. И в итоге получаем септаккорд этой
функции. Проще быть ничего не может. Ведь движется всего один голос, а другие
голоса могут стоять на одном месте.
Дальше в аккорде появилась септима, а к септиме аккорда у нас отношение
внимательное, заинтересованное. Потому что септима – диссонирующий звук
аккорда. Даже с закрытыми глазами, если септиму плавно движем вниз и попадаем в
аккордовый звук, то учебной ошибки быть не может.
Стр. 4
Все квинтсекстаккорды и терцквартаккорды
Все квинтсекстаккорды очень
легко вводятся после своего секстаккорда или же вместо него. А дальше мы следим
в основном за септимой аккорда, которую
чаще всего движем плавно вниз.
И все терцквартаккорды очень легко
вводятся после своего квартсекстаккорда или же вместо него. А дальше – опять мы
следим за движением септимы аккорда на общих основаниях.
Это – первые замечания, которые есть у меня – преподавателя гармонии,
после долгой учебной практики, но по старому методу - с участием главных
септаккордов и их обращений. Более конкретные наработки метода по данной теме
могут прийти в результате самой практики. А сейчас у нас имеется всё для
полноценного изучения гармонии по этой теме. Напоминаю ещё раз. В старом методе
мы изучали - Главные септаккорды и их
обращения. А в новом методе мы изучаем - Все септаккорды и их обращения.