Пятница, 19.04.2024, 19:43
Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт композитора Дмитрия Зайцева

Задачи по гармонии. Метод Дмитрия Зайцева. Тема вторая

Стр. 1

Тема вторая: Септаккорды всех ступеней лада и их обращения

О пользе полных знаний

Трудно в общей цепи рассматривать отдельные её звенья, а другие звенья как бы не замечать вовсе. И трудно учащемуся музыкальной школы изучать отдельно главные септаккорды и их обращения, но не изучать и не рассматривать септаккорды побочные. Старые методисты хотели сделать, как лучше, «не до жиру нам», меньше аккордов – легче учить. Получилось хуже. Учащемуся в школе трудно учиться, но он старается это делать. Ради своих родителей, ради бабушки и дедушки, ради Деда Мороза и Снегурочки. Ради мира на Земле. И приходит этот учащийся в музыкальное училище, а тут предмет гармонии, и преподаватель говорит: «Забудьте всё то, что учили в школе. Мы изучаем все септаккорды и их обращения. А это – не просто прибавка аккордов. Это совсем другая наука». Первый день учащийся ходит в училище в расстроенном состоянии. Кушать не хочется, ничего делать не хочется. А в голове один вопрос: «Почему в школе мы изучали отдельные зубы крокодила, почему не весь набор?». Со временем грусть сглаживается, и учащийся как-то входит в новый ритм жизни.

А в школе – это рядом, через две улицы – учительница сольфеджио Мария Ивановна продолжает, как ни в чём не бывало, как ничто в мире не случилось, обучать детей науке о главных септаккордах лада и их обращениях. И её теперешние учащиеся опять будут поступать в музыкальное училище, и опять им преподаватель гармонии скажет стандартную фразу: «Забудьте про то, чему учились в школе. Строим дом сначала».

Стр. 2

Главное звено в цепи правил

По этой теме учащийся в основном следит за движением септимы аккорда, и старается всякий раз опустить её плавно вниз. Не потому что учащийся всегда так хочет поступать. Не потому что он хорошо знает правило. А потому что учитель всё равно не допустит движение септимы вверх, особенно при смене функций аккордов.

Учащийся хорошо знает, что при несменяемой функции аккорда септима может двигаться в любом направлении, в том числе и вверх. Но преподаватель и этот случай не очень приветствует. Не любит преподаватель движение септимы вверх. Говорит: «Кашу маслом не испортить. Если есть возможность опустить септиму аккорда вниз, то сделайте это, пожалуйста, ради преподавателя».

Некоторые студенты совсем не любят гармонию и непонятно, зачем поступили учиться на музыкальный факультет. Но они уважают своего учителя музыки, потому что тот обращается к учащимся по-человечески. А это стоит недёшево, и ценность – особая. Чем дальше движемся в цивилизацию, тем дороже стоит хлеб, соль, вода и то, чем дышим. И тем дороже стоит человеческое обращение друг к другу. Пройдут года, и многие мои студенты забудут гармонию, забудут музыку даже, они забудут имена своих сокурсников. Но при слове «Зайцев» им вспомнится слово «Септима». И наоборот. Это я гарантировал своим учащимся. Всякий метод хорош не тем, что хорошо трудятся избранные учащиеся, а тем, что трудятся все.

Стр. 3

Все септаккорды и секундаккорды

Пока мы не знаем всех оптимальных сочетаний септаккордов и их обращений в учебной задаче. Это – наработки будущего. Сейчас говорим минимум, о том, что вполне очевидно. Например, очевидно: каждый септаккорд и каждый секундаккорд очень легко вводятся после своего трезвучия.

После каждого трезвучия, движем бас на секунду вниз (большая или малая секунда – это от диатоники), и в итоге имеем секундаккорд этой функции. Операция очень простая, ведь верхние голоса могут стоять на одном месте. Точно так может появиться септаккорд после своего трезвучия. Вначале у нас было трезвучие. Затем в любом верхнем голосе приму аккорда мы движем на секунду вниз. И в итоге получаем септаккорд этой функции. Проще быть ничего не может. Ведь движется всего один голос, а другие голоса могут стоять на одном месте.

Дальше в аккорде появилась септима, а к септиме аккорда у нас отношение внимательное, заинтересованное. Потому что септима – диссонирующий звук аккорда. Даже с закрытыми глазами, если септиму плавно движем вниз и попадаем в аккордовый звук, то учебной ошибки быть не может.

Стр. 4

Все квинтсекстаккорды и терцквартаккорды

Все квинтсекстаккорды очень легко вводятся после своего секстаккорда или же вместо него. А дальше мы следим в основном за септимой аккорда, которую чаще всего движем плавно вниз.

И все терцквартаккорды очень легко вводятся после своего квартсекстаккорда или же вместо него. А дальше – опять мы следим за движением септимы аккорда на общих основаниях.

Это – первые замечания, которые есть у меня – преподавателя гармонии, после долгой учебной практики, но по старому методу - с участием главных септаккордов и их обращений. Более конкретные наработки метода по данной теме могут прийти в результате самой практики. А сейчас у нас имеется всё для полноценного изучения гармонии по этой теме. Напоминаю ещё раз. В старом методе мы изучали - Главные септаккорды и их обращения. А в новом методе мы изучаем - Все септаккорды и их обращения.
















Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz