Суббота, 20.04.2024, 12:22
Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт композитора Дмитрия Зайцева

Задачи по гармонии. Метод Дмитрия Зайцева. Тема третья

Стр. 1

Тема третья: Диатоническая секвенция

Начало и окончание секвенции

Секвенция – это приём композиторского письма и средство музыкального развития, которым композитор, хотя и не злоупотребляет, но пользуется достаточно часто. В народной музыке секвенция существует, как зародыш, намёк, как небольшой родник.

Чаще всего начало классической секвенции бывает полным, а последнее звено секвенции, наоборот, чаще бывает неполным. Из-за этой возможности композитор часто входит в секвенцию и выходит из неё неприметно. Как хороший фокусник. Обычное дело для нас: маленький фокус, чудо, отчасти, - гипноз.

В музыке что-то сотворилось прекрасное и замечательное, а слушатель часто не знает технику этой красоты. И, наоборот, просвещённый слушатель присутствует на концерте, как на иглах сидит. Он всё видит и, увы, всё слышит. Он знает гармонию, полифонию и все эти фуги, секвенции. Жене знатока неудобно сидеть рядом с супругом. Потому что все вокруг как бы наслаждаются вкусным обедом. У мужа, мягко сказать, – другая реакция.

Нашу секвенцию можно сравнить с браком, то есть - со священным союзом двух молодых людей. Разница маленькая. В секвенцию композитор входит свободно и выходит из неё – свободно. В отношении брака, заметно, у людей другие порядки. Поэтому, если говорить о секвенции, а ничто другое я сказать не могу, то на концерте никто не задумывается даже, что произошло с композицией: все граждане наслаждаются звуком. Конечно, если это играет С. Рихтер, а поёт И. Козловский. Другие примеры припомнит сам читатель.

Стр. 2

Теория относительности и музыкальные лады

В музыке бывают секвенции диатонические и секвенции хроматические. Строго говоря, диатоническая секвенция – это секвенция, построенная на натуральном мажоре и натуральном миноре. Но это, если говорить строго, и не иметь в виду теорию относительности к музыкальному приложению.

Начну с хроматической секвенции. Принято различать два вида хроматической секвенции. Однотональная хроматическая секвенция и хроматическая секвенция – модулирующая. С однотональной хроматической секвенцией всё ясно. Это секвенция с участием отклонений в тональности первой степени родства. И с модулирующей хроматической секвенцией тоже всё ясно. По крайней мере, знатоку – всё ясно. Это секвенция с применением модуляции в другую тональность. Модуляцию можно закрепить или не закрепить, - неважно. Важна очевидность – мы вышли из основной тональности, и это – модулирующая хроматическая секвенция.

Но есть также ещё разновидность хроматической секвенции, которую условно называют секвенцией диатонической. Теория относительности на музыкальный разлив. Часто в секвенции мы используем натуральный минорный лад, а в заключении – то есть в последнем звене, мы применяем минор гармонический, то есть - повышаем седьмую ступень лада. Это третий вид хроматической секвенции, если судить строго. Но в нашем музыкальном сообществе когда-то решили: строго не судить, и не цепляться за всякую мелочь.
















Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz