Задачи по гармонии. Метод Дмитрия Зайцева. Тема третья
Стр. 1
Тема третья: Диатоническая
секвенция
Начало и окончание секвенции
Секвенция – это приём
композиторского письма и средство музыкального развития, которым композитор,
хотя и не злоупотребляет, но пользуется достаточно часто. В народной музыке
секвенция существует, как зародыш, намёк, как небольшой родник.
Чаще всего начало
классической секвенции бывает полным, а последнее звено секвенции, наоборот,
чаще бывает неполным. Из-за этой возможности композитор часто входит в
секвенцию и выходит из неё неприметно. Как хороший фокусник. Обычное дело для
нас: маленький фокус, чудо, отчасти, - гипноз.
В музыке что-то сотворилось прекрасное и
замечательное, а слушатель часто не знает технику этой красоты. И, наоборот,
просвещённый слушатель присутствует на концерте, как на иглах сидит. Он всё
видит и, увы, всё слышит. Он знает гармонию, полифонию и все эти фуги,
секвенции. Жене знатока неудобно сидеть рядом с супругом. Потому что все вокруг
как бы наслаждаются вкусным обедом. У мужа, мягко сказать, – другая реакция.
Нашу
секвенцию можно сравнить с браком, то есть - со священным союзом двух молодых
людей. Разница маленькая. В секвенцию композитор входит свободно и выходит из
неё – свободно. В отношении брака, заметно, у людей другие порядки. Поэтому,
если говорить о секвенции, а ничто другое я сказать не могу, то на концерте
никто не задумывается даже, что произошло с композицией: все граждане
наслаждаются звуком. Конечно, если это играет С. Рихтер, а поёт И. Козловский.
Другие примеры припомнит сам читатель.
Стр. 2
Теория относительности и музыкальные лады
В музыке бывают секвенции
диатонические и секвенции хроматические. Строго говоря, диатоническая секвенция
– это секвенция, построенная на натуральном мажоре и натуральном миноре. Но
это, если говорить строго, и не иметь в виду теорию относительности к
музыкальному приложению.
Начну с хроматической
секвенции. Принято различать два вида хроматической секвенции. Однотональная
хроматическая секвенция и хроматическая секвенция – модулирующая. С
однотональной хроматической секвенцией всё ясно. Это секвенция с участием
отклонений в тональности первой степени родства. И с модулирующей хроматической
секвенцией тоже всё ясно. По крайней мере, знатоку – всё ясно. Это секвенция с
применением модуляции в другую тональность. Модуляцию можно закрепить или не
закрепить, - неважно. Важна очевидность – мы вышли из основной тональности, и
это – модулирующая хроматическая секвенция.
Но есть также ещё разновидность хроматической секвенции, которую условно
называют секвенцией диатонической. Теория относительности на музыкальный
разлив. Часто в секвенции мы используем натуральный минорный лад, а в
заключении – то есть в последнем звене, мы применяем минор гармонический, то
есть - повышаем седьмую ступень лада. Это третий вид хроматической секвенции,
если судить строго. Но в нашем музыкальном сообществе когда-то решили: строго
не судить, и не цепляться за всякую мелочь.