Четверг, 25.04.2024, 22:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт композитора Дмитрия Зайцева

И дальше – о нашей школе

Если в музыкальной школе есть экзамен

1. Если в музыкальной школе есть экзамен, то учитель музыки больше работает на пьесу и экзамен и мало работает на навыки игры учащегося.

2. Если в музыкальной школе есть экзамен, то нет нормальной сменяемости пьес и нет нормального движения в музыке. Если нет нормального движения в музыке, то нет и хороших результатов обучения музыке.

3. Если в музыкальной школе есть экзамен, то сильный учитель музыки работает как средний учитель музыки. Средний учитель музыки работает как слабый учитель музыки. А слабый учитель музыки работает так, как может.

4. Если в музыкальной школе есть экзамен, то нет доверия к главному фигуранту школы – к учителю музыки. А это беда для школы.

5. Часто вспоминаю бывшего шефа в ферганской музыкальной школе № 2. Чувствительный был человек, болеющий за дело. Одна беда: пытался рассмотреть каждое семечко и каждое маковое зёрнышко. Но это делать не к лицу шефу. Большому кораблю – большое плаванье. В каждой школе много других граждан, которым по должности надлежит рассматривать и семечко, и каждое маковое зёрнышко.

Первый класс музыкальной школы

1. Де-факто домашнее задание для первоклассника – это «отложенное зло». Потому что первоклассник не может самостоятельно работать над музыкальной пьесой. Нет навыка. И этот навык вырабатывается не одним днём, годами.

2. Но в первом классе можно работать без «отложенного зла». Во-первых, убираем экзамен. Во-вторых, убираем с пути домашнее задание. Правила игры только для первого класса.

3. Работаем с учащимся три раза в неделю. Дневника нет. Домашнего задания нет. Оценки за игру нет. Озвученная политика учителя музыки: «Наша цель – не оценка, в школу мы пришли учиться играть». На каждом уроке у нас – новый материал. Учитель музыки действительно не интересуется домашними делами учащегося. Он упрощает себе задачу. Приблизительно так поступал Макаренко Антон Семёнович в отношении новичков колонистов: «То, что было с вами вчера – мне не интересно знать. Смотрим вперёд».

4. Дома у учащегося хорошо настроенное пианино и ноты с последнего урока. Вот и всё. Родители знают правила игры для первоклассника и соблюдают «нейтралитет».

Второй класс музыкальной школы

1. Два первых класса часто определяют музыкальное будущее учащегося. Это может быть нечто большое, это может быть нечто среднее и это может быть просто ничто.

2. Во втором классе мы работаем два раза в неделю. Дневник у нас уже есть. Есть и домашнее задание.

3. Оценку за игру ставит сам учащийся. Это элемент игры. Ребёнок любит играть в разные игры. Пусть поиграет в оценку музыкальной игры.

4. Экзамена, естественно, нет. Наш экзамен по форме проверяет игру учащегося. А по содержанию – это проверка работы преподавателя школы. Большинство людей в школе – и учителя, и учащиеся - не любят экзамен, так как они - ведомые граждане, заметно зависимые от прихоти председателя комиссии. Наш экзамен – это тот случай, когда субъективный фактор в школе работает против движения и против музыки.

Третий, четвёртый, пятый и шестой классы музыкальной школы

1. Работаем два раза в неделю. Есть дневник, и есть домашнее задание. Оценку за игру ставит учитель музыки.

2. К этому времени ребёнок уже привык к своему учителю музыки и полностью доверяет его мнению.

3. Переводных экзаменов в школе нет. К чему нам цепи на крыльях, если хотим взлететь? Вместо экзаменов – академические концерты. В любом формате. Без оценки, какие могут быть оценки для артиста? Игра учащегося – по доброй воле самого учащегося. Никакой статистики, никакого соцсоревнования. Качество работы учителя музыки оценивается по «большому заплыву».

4. Вступительных экзаменов в школе тоже нет. Наша политика: все учащиеся способны учиться музыке и все учителя способны обучать музыке. Людям посильны людские дела. Вопрос простой как яичница – надо дать возможность людям творить.

Седьмой класс музыкальной школы

1. Седьмой класс музыкальной школы. Выпускной экзамен. Цветы, улыбки, торжественное настроение.

2. Оценку за игру учащемуся ставит свой же учитель музыки. У членов комиссии – совещательный голос.

3. В итоге мы имеем стабильно хорошую игру всех учащихся и мнение учащихся о школе – как о творческой организации.

4. Конечно, все учащиеся играют по-разному. Конечно, все учителя работают по-разному. Как земля и небо. На здоровье. В этом ведь главный смысл индивидуального обучения музыке. При свободном «полёте» каждого учителя и каждого учащегося радует общий итог. Этот итог согревает душу.

5. О технике игры. Для детской музыкальной школы мне больше нравится определение – «музыкальная моторика». Но суть одна: подвижность пальцев в игре. Идеальный метод обучения музыке – это метод действием. В классе мы почти не говорим о технике игры. Чем меньше слов, тем больше взаимного понимания и доверия между учителем и учащимся. Сменяемость пьес достаточно высокая, и пьесы подбираются таким «хитрым» образом, чтобы пальчики учащегося постоянно были в движении. Семь лет обучения – достаточно большой срок, чтобы эту – главную проблему школы закрыть навсегда. Но надо убрать запруду в деле. Надо убрать ежегодный переводной экзамен.

Толковые ребята на учительском совете

1. Взрослые дяди и тёти – учителя музыки всегда мечтали обучать музыке легко и свободно. И иметь при этом хорошие результаты обучения.

2. Маленькие дети всегда мечтали обучаться музыке легко и свободно.

3. Это можно сделать только в том случае, если убрать экзамен с нашего пути и убрать общие требования ко всем учащимся.

4. Это можно сделать только в том случае, если рабочие планы учителя музыки рассматривать как личные письма. Всё личное не гоже читать чужому, постороннему человеку.

5. Это можно сделать только в том случае, если учительский совет школы мы вновь превратим в совет учителей.

6. Чем меньше руководящего народа, тем больше кислорода в лёгких. Должность заведующий отделением в школе – лишняя. То, что не успели сделать директор и завуч школы, то для пользы учителя музыки.

7. При хороших правилах общей игры к руководству школы обычно приходят умные и толковые ребята. Потому что трудно вести учительский совет, если нет своих рабочих идей.

8. «Словно ищет в потёмках кого-то и не может никак отыскать». Эта песенка обо всех нас, кто трудился и сейчас трудится в музыкальной школе. Люди тут не причём. Директор – не причём и учитель музыки – не причём. Правила общей игры просто ужасные. Хорошо помню, так было в школе и 50 лет тому назад. Наша музыкальная школа – что хорошая бухгалтерия. Кто-то когда-то выдвинул ящик стола. А потом ушёл, сгинул, пропал без вести. Все сотрудники обходят стороной препятствие. Выражаются при этом культурно, но крепко. Ящик на место задвинуть некому.

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz