Пятница, 29.03.2024, 15:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт композитора Дмитрия Зайцева

Уроки музыкальной композиции 2

31. Первое диво великое.

   Когда я был маленьким, то умел рассказывать другим малышам разные фантастические истории. Про путешествия и самолёты, про разные дальние страны, в которых я якобы побывал. Диво было такое, что эти небылицы кто-то слушал. А когда я немного подрос, то тоже умел рассказывать всякие небылицы, но мой благодатный слушатель куда-то исчез, испарился.
   Композитор – это большой выдумщик и сказочник. Все другие положительные качества композитора тоже хороши, но только как приложение к сказке.

32. Второе диво великое.


   Меня удивляют круглые отличники в школе. Каким образом люди становятся «круглыми», если природе человека свойственна избирательность? А по закону избирательности одни учебные предметы мне нравятся, другие – не нравятся. И по закону избирательности одни учителя мне симпатичны, а другие – вовсе не симпатичны.

   Диво на то и диво, что до конца не поддаётся исследованию. Мне и сейчас не совсем понятно, как можно прожить долгую и разную жизнь, оставаясь при этом абсолютно «круглым»?

33. Третье диво великое.


   Третье диво великое – я сам. Вся моя сознательная жизнь – это восхождение на непонятную гору непонятными тропами. Помню, что специально к музыкальной композиции никогда не готовился. Помню, что много трудился. И ещё помню, что много сочинял для сольфеджио. А теперь сочиняю для фортепиано учебные пьесы. По статусу – любитель, по сути – профессионал. И всё это – чудо великое.


34. Чужой в музыке.


   Можно быть хорошим музыкантом и одновременно чужим в музыкальной среде. В музыкальном училище каждая последняя ворона, умеющая каркать, говорила мне, что я не стану баянистом.

   А ещё я служил в военном духовом оркестре, и здесь я был чужим. Чужим я был также в консерватории. Потому что учился не там, где нужно и не у тех специалистов, кто знает дело. А ещё немного чужим я был на всяком рабочем месте. Как человек дела, я всегда уклонялся от пустых, непредметных разговоров. Жалко времени, жизнь коротка. Мне ближний космос также далёк, как и дальний космос. А это - знак для коллеги: «Чужой!».

35. Простая технология.


   Мир учащегося и мир учителя музыки различны во всём. Совсем не обязательно жёстко и грубо общаться с учащимися, точно так, как раньше жёстко и грубо общались с тобой твои учителя.

   Каток хорош для асфальта, но для школы каток не нужен. Знать об этом может только гений либо просвещённый молодой человек. Я не был гением сначала и не был гением потом. Я также не был просвещённым молодым человеком. Поэтому одна часть моего учительского труда была подготовленной и симпатичной. А другая часть была невежественной и неэффективной. Что качается других людей, то это – космос, не моя тема.

36. Идея равенства тональностей.


   Для меня нет сложных и лёгких тональностей. Чем больше знаков при ключе, тем меньше нот на нотоносце. Я уверен, с первого класса в ДМШ можно играть во всех тональностях. Было бы желание учителя музыки, и была бы учебная литература в достатке.

   Терпение и труд, как видно из практики, не всё перетрут. На расстроенном пианино мы можем учиться музыке хоть 100 лет, но никуда не придти. Точно так тональная диета никак не способствует развитию высотного слуха учащегося. Человек сделал Интернет и вышел в космос. Но в обучении музыке у нас во многом традиции из 17 века.

37. Сольфеджио – предмет творческий.


   Когда призываешь учащихся дышать на уроке сольфеджио по-другому, войти в художественный образ, то это как китайский язык для русского слуха. Я любил предмет сольфеджио. Но часто жутко отчаивался от спокойствия граждан вокруг. Были и приятные моменты, были удачи. Но в основном помню глухую стену. А мои учащиеся ни в чём не повинны. Потому что когда я говорил о творчестве, об особом дыхании в сольфеджио, то в итоге всегда получался китайский язык.


38. Гармония – предмет логический.


   Гармония – предмет логический. Тут преподавателю можно немного отдохнуть. Если к уроку была хорошая подготовка. А учащимся на урок гармонии можно опоздать, на здоровье. «Можно войти?» – Да, конечно, можно войти. Только, пожалуйста, не делайте этот же трюк с предметом сольфеджио. Если хотите стать музыкантами.


39. В канун великого боя.


   Сначала в Фергане я работал преподавателем гармонии и сольфеджио. Приблизительно 15 лет. Потом в Ташкенте работал настройщиком пианино. Приблизительно 10 лет. Нетрудно заметить, разные виды трудовой деятельности.

   В Ташкентском педагогическом институте меня никто не знал. Идеальная картинка для разведчика. Штирлица, конечно же, писали с меня. Со мной на работе общались уважительно и достойно. А по-другому общаться с собой я не позволял. Никому. Со стороны это выглядело немного странно, необычно и даже забавно, но только потому странно, необычно и даже забавно, что на новом месте моих возможностей не знал никто.

40. Когда точный анализ мешает движенью.


   Иногда точный анализ мешает движенью. И, наоборот, с иллюзиями и миражами легче творить.

   В музыкальной композиции иду как в пустыне. Иногда встречаю чьи-то следы. Значит, кто-то тут прошёл до меня. Но всё равно в пустыне много воздуха и полное раздолье. Такое раздолье способствует творчеству. Не с кем себя сравнивать, и нет тормозов.
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz