Пятница, 19.04.2024, 15:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт композитора Дмитрия Зайцева

Обучение музыке в школе по методу Д. Зайцева

А. «Ёжик в тумане».

 

   Жил да был на свете маленький ёжик. Ёжик любил есть травку, и ещё ёжик любил ходить-бродить в тумане в старом заброшенном саду. Во время прогулок по саду ёжик что-то думал и что-то соображал. Что конкретно думал ёжик и что соображал, я не знаю. Но то, что ежик наслаждался полной красивой жизнью, - это точно. Иногда я так думаю, что наш учащийся – это тоже немного ёжик в тумане. Что думает и что чувствует наш учащийся, никому не ведомо. И учитель музыки тоже немного загадка для других учителей и для руководителей школы. Мы мало знаем друг о друге, и это просто прекрасно. Потому что есть загадка и есть тайна души. В этих таёжных условиях лучше не делать резких движений. Мягкие и гибкие формы обучения предпочтительнее крутых виражей с открытым забралом.

   Самое интересное в школе – это механика. Если есть талант учителя музыки, то прибудет и талант учащегося школы. А талант учителя музыки возможен только при полной свободе движений. А полная свобода движений учителя – это отсутствие экзамена в младших и средних классах ДМШ, и, следовательно, возможность учителя работать над развитием навыков игры учащихся. Цепочка отношений – длинная, и ничто здесь нельзя нарушить. «Ёжик в тумане» - это образ и сказ о таланте. Ярком и большом. Иногда – ранимом. Ежику для его счастья нужно только свободное движение. Всё остальное у него уже есть. Иногда мне так кажется, что у учителя музыки тоже всё остальное уже есть.

 

Б. Две философии обучения.

 

   1. Философия тупика. Тупик не может быть хорошим или плохим. Тупик он и есть - тупик. Философия обучения, основанная на контроле деятельности учителя музыки, ущербна и непродуктивна.

   2. Философия движения. Философия обучения, основанная на доверии к учителю музыки, может быть основой для творчества и высокой производительности труда.

 

В. Три тормоза обучения музыке в школе.

 

   1. Общие требования по технике игры ко всем учащимся. Что-то в современной программе обучения лишнее. Либо лишнее упоминание об индивидуальном обучении музыке. Либо лишние общие требования по технике игры ко всем учащимся. Вместе индивидуальное обучение музыке и общие требования по технике игры существовать не могут. Михаил  Булгаков: «Двум богам служить нельзя». То, что есть в программе – нонсенс, логический тупик, испорченный компас для туриста.

   2. Малый экзамен в школе. Домашнее задание, вводимое в самом начале обучения музыке – это для учащегося – малый экзамен на каждый урок. На самом деле этот малый экзамен в первом и во втором классе абсолютно не нужен. Потому что учащийся, де-факто, пока не умеет самостоятельно работать над музыкальной пьесой, и не видит смысла в домашнем задании.

   3. Большой экзамен в школе. Большой экзамен в школе, де-факто, проводится в основном для проверки работы учителя музыки. Ни в младших, ни в средних классах этот экзамен не нужен. Надо больше доверять учителю музыки. Другого разумного пути у школы нет. Младшие и средние классы в ДМШ – это период «внутриутробного развития». Помочь учителю музыки в этот период никак нельзя, а навредить делу вполне можно. В. Шекспир: «Вы можете меня расстроить, но играть на мне нельзя». Классик литературы сказал именно о нас, именно о наших младших и средних классах в ДМШ. У нас варианты такие: либо полный контроль, и дальше тупик. Либо полное доверие к учителю музыки, и дальше движение.

 

Г. Три этапа обучения музыке в школе по методу Д. Зайцева.

 

1 и 2 классы ДМШ. Обучение музыке без малого и большого экзамена.

 

   По данному методу работы предлагается в 1 и во 2 классах обучать детей музыке без большого экзамена, без домашнего задания и без оценки за игру. Частота занятий – три урока в неделю. Например: понедельник, среда и пятница. На каждый урок учитель приносит совершенно новый учебный материал. И старается за урок выработать какой-то положительный продукт. Если, конечно, это получится сделать. Но в любом случае учитель никуда не спешит, не торопится и никак не может испортить отношений с учащимся. Работа на новом материале и без домашнего задания – это работа «без отложенного зла». Учитель специально «не помнит» из прошлого урока ничего – ни доброе, ни худое. Этим приёмом прекрасно пользовался выдающийся стратег и организатор детского воспитания – Антон Семёнович Макаренко. Дома у учащегося есть прекрасный рояль и, естественно, ноты с урока. Подходит ли учащийся к инструменту или не подходит, - его воля. Домашнего задания на этом этапе нет, и это не подлежит обсуждению. Работа на каждом уроке с новым материалом, без домашнего задания и «без отложенного зла» прекрасно подходит ко всем учащимся. А для слабых и малоразвитых учащихся – это первое условие хоть какого-то движения в музыке.

 

3 и 4 классы ДМШ. Обучение музыке с малым экзаменом.

 

   По данному методу работы предлагается в 3 и 4 классах обучать детей уже с домашним заданием и оценкой за игру. Но по-прежнему без большого экзамена в полугодии или в конце учебного года. Частота занятий в классе – два раза в неделю. Например, понедельник и четверг. Но с  малоспособными и малоразвитыми учащимися мы продолжаем работать без домашнего задания и без оценки за игру неограниченное время - вплоть до окончания школы. Школа при этом ничего не теряет. Если есть экзамен, - выпускник имеет свидетельство об окончании школы. Если нет экзамена, - выпускник имеет справку об обучении в школе. Задолго до финала обо всех нюансах обучения можно договориться и с родителями учащегося, и с самим учащимся.

 

5, 6 и 7 классы ДМШ. Обучение музыке с малым и большим экзаменом.

 

   По данному методу работы предлагается в 5, 6 и 7 классах обучать детей точно так, как в средних классах. Но уже с большим экзаменом по окончанию года. Предлагается проведение всего трёх экзаменов по специальному предмету. Но с непременным правом вето учителя на оценку игры своего учащегося. У комиссии голос – совещательный, у преподавателя – решающий. В середине учебного года большой экзамен по специальному предмету не проводится. Это делается для того, чтобы не сковывать движения учителя музыки и чтобы учитель больше работал на движение, на развитие навыков игры. Факт: чем меньше контроля со стороны, тем выше производительность труда учителя музыки и тем лучше игра учащихся в итоге.

 

Д. Экзамен - центральный вопрос школы.

 

   Вступительный экзамен в школе не нужен. Современная школа достаточно сильна технологиями, чтобы успешно обучать всех учащихся, пришедших в школу. Вопрос об экзамене – центральный в школе. Если в младших и средних классах есть экзамен, то учитель не свободный в деле, и в школе нет творчества. И если в младших и средних классах нет экзамена, то есть возможность учителю творить. И есть возможность учителя проверять в деле разные варианты. И есть возможность учителя работать на развитие навыков игры. И есть возможность учителя развивать разные таланты учащихся. И есть возможность учителя работать с самыми слабыми и слабейшими учащимися. Свободно, без лишнего напряжения, без комплекса неполноценности. «Двум богам служить нельзя», за хороший продукт надо платить нормальную цену. А это – свобода учителя в деле.

 

Ноябрь 2013 года. Композитор Д. Зайцев.
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz