Обучение музыке в школе по методу Д. Зайцева
А. «Ёжик в тумане».
Жил да
был на свете маленький ёжик. Ёжик любил есть травку, и ещё ёжик любил
ходить-бродить в тумане в старом заброшенном саду. Во время прогулок по саду
ёжик что-то думал и что-то соображал. Что конкретно думал ёжик и что соображал,
я не знаю. Но то, что ежик наслаждался полной красивой жизнью, - это точно.
Иногда я так думаю, что наш учащийся – это тоже немного ёжик в тумане. Что
думает и что чувствует наш учащийся, никому не ведомо. И учитель музыки тоже
немного загадка для других учителей и для руководителей школы. Мы мало знаем
друг о друге, и это просто прекрасно. Потому что есть загадка и есть тайна
души. В этих таёжных условиях лучше не делать резких движений. Мягкие и гибкие
формы обучения предпочтительнее крутых виражей с открытым забралом.
Самое интересное в школе – это механика. Если
есть талант учителя музыки, то прибудет и талант учащегося школы. А талант
учителя музыки возможен только при полной свободе движений. А полная свобода движений
учителя – это отсутствие экзамена в младших и средних классах ДМШ, и,
следовательно, возможность учителя работать над развитием навыков игры
учащихся. Цепочка отношений – длинная, и ничто здесь нельзя нарушить. «Ёжик в
тумане» - это образ и сказ о таланте. Ярком и большом. Иногда – ранимом. Ежику
для его счастья нужно только свободное движение. Всё остальное у него уже есть.
Иногда мне так кажется, что у учителя музыки тоже всё остальное уже есть.
Б. Две
философии обучения.
1. Философия тупика. Тупик не может быть хорошим или плохим. Тупик он и
есть - тупик. Философия обучения, основанная на контроле деятельности учителя
музыки, ущербна и непродуктивна.
2. Философия движения. Философия обучения, основанная на доверии к учителю
музыки, может быть основой для творчества и высокой производительности труда.
В. Три
тормоза обучения музыке в школе.
1. Общие требования по технике игры ко всем учащимся. Что-то в современной программе обучения лишнее. Либо
лишнее упоминание об индивидуальном обучении музыке. Либо лишние общие
требования по технике игры ко всем учащимся. Вместе индивидуальное обучение музыке
и общие требования по технике игры существовать не могут. Михаил Булгаков: «Двум богам служить нельзя». То,
что есть в программе – нонсенс, логический тупик, испорченный компас для
туриста.
2. Малый экзамен в школе. Домашнее задание, вводимое в самом начале
обучения музыке – это для учащегося – малый экзамен на каждый урок. На самом
деле этот малый экзамен в первом и во втором классе абсолютно не нужен. Потому
что учащийся, де-факто, пока не умеет самостоятельно работать над музыкальной
пьесой, и не видит смысла в домашнем задании.
3. Большой экзамен в школе. Большой экзамен в школе, де-факто, проводится в
основном для проверки работы учителя музыки. Ни в младших, ни в средних классах
этот экзамен не нужен. Надо больше доверять учителю музыки. Другого разумного
пути у школы нет. Младшие и средние классы в ДМШ – это период «внутриутробного
развития». Помочь учителю музыки в этот период никак нельзя, а навредить делу
вполне можно. В. Шекспир: «Вы можете меня расстроить, но играть на мне нельзя».
Классик литературы сказал именно о нас, именно о наших младших и средних
классах в ДМШ. У нас варианты такие: либо полный контроль, и дальше тупик. Либо
полное доверие к учителю музыки, и дальше движение.
Г. Три этапа
обучения музыке в школе по методу Д. Зайцева.
1 и 2 классы
ДМШ. Обучение музыке без малого и большого экзамена.
По данному методу работы предлагается в 1 и во 2 классах обучать детей
музыке без большого экзамена, без домашнего задания и без оценки за игру.
Частота занятий – три урока в неделю. Например: понедельник, среда и пятница.
На каждый урок учитель приносит совершенно новый учебный материал. И старается
за урок выработать какой-то положительный продукт. Если, конечно, это получится
сделать. Но в любом случае учитель никуда не спешит, не торопится и никак не
может испортить отношений с учащимся. Работа на новом материале и без домашнего
задания – это работа «без отложенного зла». Учитель специально «не помнит» из
прошлого урока ничего – ни доброе, ни худое. Этим приёмом прекрасно пользовался
выдающийся стратег и организатор детского воспитания – Антон Семёнович
Макаренко. Дома у учащегося есть прекрасный рояль и, естественно, ноты с урока.
Подходит ли учащийся к инструменту или не подходит, - его воля. Домашнего
задания на этом этапе нет, и это не подлежит обсуждению. Работа на каждом уроке
с новым материалом, без домашнего задания и «без отложенного зла» прекрасно
подходит ко всем учащимся. А для слабых и малоразвитых учащихся – это первое
условие хоть какого-то движения в музыке.
3 и 4 классы
ДМШ. Обучение музыке с малым экзаменом.
По данному методу работы предлагается в 3 и 4 классах обучать детей уже
с домашним заданием и оценкой за игру. Но по-прежнему без большого экзамена в
полугодии или в конце учебного года. Частота занятий в классе – два раза в
неделю. Например, понедельник и четверг. Но с малоспособными и малоразвитыми учащимися мы
продолжаем работать без домашнего задания и без оценки за игру неограниченное
время - вплоть до окончания школы. Школа при этом ничего не теряет. Если есть
экзамен, - выпускник имеет свидетельство об окончании школы. Если нет экзамена,
- выпускник имеет справку об обучении в школе. Задолго до финала обо всех
нюансах обучения можно договориться и с родителями учащегося, и с самим
учащимся.
5, 6 и 7
классы ДМШ. Обучение музыке с малым и большим экзаменом.
По данному методу работы предлагается в 5, 6 и 7 классах обучать детей
точно так, как в средних классах. Но уже с большим экзаменом по окончанию года.
Предлагается проведение всего трёх экзаменов по специальному предмету. Но с
непременным правом вето учителя на оценку игры своего учащегося. У комиссии
голос – совещательный, у преподавателя – решающий. В середине учебного года большой
экзамен по специальному предмету не проводится. Это делается для того, чтобы не
сковывать движения учителя музыки и чтобы учитель больше работал на движение,
на развитие навыков игры. Факт: чем меньше контроля со стороны, тем выше
производительность труда учителя музыки и тем лучше игра учащихся в итоге.
Д. Экзамен -
центральный вопрос школы.
Вступительный экзамен в школе не нужен. Современная школа достаточно
сильна технологиями, чтобы успешно обучать всех учащихся, пришедших в школу.
Вопрос об экзамене – центральный в школе. Если в младших и средних классах есть
экзамен, то учитель не свободный в деле, и в школе нет творчества. И если в
младших и средних классах нет экзамена, то есть возможность учителю творить. И
есть возможность учителя проверять в деле разные варианты. И есть возможность учителя
работать на развитие навыков игры. И есть возможность учителя развивать разные
таланты учащихся. И есть возможность учителя работать с самыми слабыми и
слабейшими учащимися. Свободно, без лишнего напряжения, без комплекса
неполноценности. «Двум богам служить нельзя», за хороший продукт надо платить
нормальную цену. А это – свобода учителя в деле.
Ноябрь 2013 года. Композитор Д. Зайцев.
|