Стр. 1
Тема пятая: Отклонения, модуляции и сопоставления тональностей первой степени родства
О первой степени родства
Первая степень, она же – главная степень родства, часто применяется в классической и народной музыке. Другие степени родства применяются композиторами значительно реже, например, в энгармонических модуляциях. В задачах по теме пятой будут широко применяться знания и приёмы письма из прошлых тем. Кроме того, «вне плана» вводится применение неаккордовых звуков лада. Авторские задачи иногда имеют композиторский уклон, и это никак не противоречит учебной цели гармонии.
О практической части данного метода гармонии: На каждую тему целесообразно отводить один семестр обучения. Если пять тем гармонии, то необходимо и пять семестров обучения. Для семи тем гармонии, соответственно, необходимо семь семестров обучения. Минимум – для общих курсов и максимум – для теоретиков и композиторов. Очень симпатичный и практичный план обучения, всё в деле проверено.
Стр. 2
О цели обучения
Моей целью обучения основам классической гармонии является не какая-то мифическая «правильность». Учащемуся правила нужны не для дебатов, не для отстаивания своих убеждений в дискуссии, а для того чтобы быстро разбираться в структуре классической гармонии. Данный метод не даёт полных сведений о каждой ситуации в классической гармонии. Но основные приёмы гармонического письма, после данного курса, учащимся будут понятны и в целом раскрыты.
«Знания знанию – рознь. Решать учебные задачи надо со скоростью подчерка». - Так я говорил своим учащимся. Другое дело – сочинение музыки. Там допустимы творческие муки, смятения и долгий выбор пути, хотя и это вызывает у меня большое неудовольствие. Но учебная задача по гармонии – совсем другое дело. Тут по идее, по замыслу автора, - всё обкатано и давно обговорено. Что тут долго думать? – Надо быстро соображать и решать задачу тоже быстро. Надо писать в одном такте, а видеть картинку на 2 и 3 такта вперёд. Подобно той ситуации, как опытный водитель автомобиля решает проблему перекрёстка. Ведь суть в деле одна - и у студента консерватории и у водителя автомобиля. Вопрос обсуждается только один: есть ли у нас навыки чёткого и быстрого мышления?