Стр. 1
Тема седьмая: Энгармоническая модуляция
Преданность
Наша преданность тонике и главной тональности, по-моему, - вещь очевидная. Можно делать много отклонений, можно несколько раз модулировать по ходу развития музыки. Но что-то тянет нас в родные места, то есть к главной тонике и к главной тональности. Скорее всего, это заложено в многовековой народной музыке. А потом закреплено классиками в Европе и в других местах. Это также закреплено джазовой музыкой в Америке и в других местах. Это закреплено и в некоторых других направлениях музыкальной мысли.
Стр. 2
Бабка надвое сказала
То, что уменьшённый септаккорд может быть одновременно посредником и модулирующим аккордом, то бабка надвое сказала. Один аккорд, в том числе уменьшённый, ещё не делает модуляции. Уменьшённый септаккорд является обычным, рядовым аккордом первой тональности. А вот посредник он или не посредник, зависит от следующего модулирующего аккорда. Модулирующим аккордом у нас чаще всего бывает основная доминанта новой тональности. А основная доминанта – это все аккорды, построенные на пятой ступени лада.
Энгармоническая модуляция, тем более – в далёкие тональности, - не есть обычное и часто применяемое действие. Эту модуляцию нельзя делать по формальным признакам, даже в учебной задаче гармонии. Нужны определённые условия для совершения хорошей и вполне оправданной энгармонической модуляции.