Стр. 1
Тема вторая: Септаккорды всех ступеней лада и их обращения
О пользе полных знаний
Трудно в общей цепи рассматривать отдельные её звенья, а другие звенья как бы не замечать вовсе. И трудно учащемуся музыкальной школы изучать отдельно главные септаккорды и их обращения, но не изучать и не рассматривать септаккорды побочные. Старые методисты хотели сделать, как лучше, «не до жиру нам», меньше аккордов – легче учить. Получилось хуже. Учащемуся в школе трудно учиться, но он старается это делать. Ради своих родителей, ради бабушки и дедушки, ради Деда Мороза и Снегурочки. Ради мира на Земле. И приходит этот учащийся в музыкальное училище, а тут предмет гармонии, и преподаватель говорит: «Забудьте всё то, что учили в школе. Мы изучаем все септаккорды и их обращения. А это – не просто прибавка аккордов. Это совсем другая наука». Первый день учащийся ходит в училище в расстроенном состоянии. Кушать не хочется, ничего делать не хочется. А в голове один вопрос: «Почему в школе мы изучали отдельные зубы крокодила, почему не весь набор?». Со временем грусть сглаживается, и учащийся как-то входит в новый ритм жизни.
Стр. 2
Главное звено в цепи правил
По этой теме учащийся в основном следит за движением септимы аккорда, и старается всякий раз опустить её плавно вниз. Не потому что учащийся всегда так хочет поступать. Не потому что он хорошо знает правило. А потому что учитель всё равно не допустит движение септимы вверх, особенно при смене функций аккордов.
Учащийся хорошо знает, что при несменяемой функции аккорда септима может двигаться в любом направлении, в том числе и вверх. Но преподаватель и этот случай не очень приветствует. Не любит преподаватель движение септимы вверх. Говорит: «Кашу маслом не испортить. Если есть возможность опустить септиму аккорда вниз, то сделайте это, пожалуйста, ради преподавателя».
Стр. 3
Все септаккорды и секундаккорды
Пока мы не знаем всех оптимальных сочетаний септаккордов и их обращений в учебной задаче. Это – наработки будущего. Сейчас говорим минимум, о том, что вполне очевидно. Например, очевидно: каждый септаккорд и каждый секундаккорд очень легко вводятся после своего трезвучия.
После каждого трезвучия, движем бас на секунду вниз (большая или малая секунда – это от диатоники), и в итоге имеем секундаккорд этой функции. Операция очень простая, ведь верхние голоса могут стоять на одном месте. Точно так может появиться септаккорд после своего трезвучия. Вначале у нас было трезвучие. Затем в любом верхнем голосе приму аккорда мы движем на секунду вниз. И в итоге получаем септаккорд этой функции. Проще быть ничего не может. Ведь движется всего один голос, а другие голоса могут стоять на одном месте.
Стр. 4
Все квинтсекстаккорды и терцквартаккорды
Все квинтсекстаккорды очень легко вводятся после своего секстаккорда или же вместо него. А дальше мы следим в основном за септимой аккорда, которую чаще всего движем плавно вниз.
И все терцквартаккорды очень легко вводятся после своего квартсекстаккорда или же вместо него. А дальше – опять мы следим за движением септимы аккорда на общих основаниях.