Стр. 1
Тема третья: Диатоническая секвенция
Начало и окончание секвенции
Секвенция – это приём композиторского письма и средство музыкального развития, которым композитор, хотя и не злоупотребляет, но пользуется достаточно часто. В народной музыке секвенция существует, как зародыш, намёк, как небольшой родник.
Чаще всего начало классической секвенции бывает полным, а последнее звено секвенции, наоборот, чаще бывает неполным. Из-за этой возможности композитор часто входит в секвенцию и выходит из неё неприметно. Как хороший фокусник. Обычное дело для нас: маленький фокус, чудо, отчасти, - гипноз.
В музыке что-то сотворилось прекрасное и замечательное, а слушатель часто не знает технику этой красоты. И, наоборот, просвещённый слушатель присутствует на концерте, как на иглах сидит. Он всё видит и, увы, всё слышит. Он знает гармонию, полифонию и все эти фуги, секвенции. Жене знатока неудобно сидеть рядом с супругом. Потому что все вокруг как бы наслаждаются вкусным обедом. У мужа, мягко сказать, – другая реакция.
Стр. 2
Теория относительности и музыкальные лады
В музыке бывают секвенции диатонические и секвенции хроматические. Строго говоря, диатоническая секвенция – это секвенция, построенная на натуральном мажоре и натуральном миноре. Но это, если говорить строго, и не иметь в виду теорию относительности к музыкальному приложению.
Начну с хроматической секвенции. Принято различать два вида хроматической секвенции. Однотональная хроматическая секвенция и хроматическая секвенция – модулирующая. С однотональной хроматической секвенцией всё ясно. Это секвенция с участием отклонений в тональности первой степени родства. И с модулирующей хроматической секвенцией тоже всё ясно. По крайней мере, знатоку – всё ясно. Это секвенция с применением модуляции в другую тональность. Модуляцию можно закрепить или не закрепить, - неважно. Важна очевидность – мы вышли из основной тональности, и это – модулирующая хроматическая секвенция.