Стр. 1
Тема первая: Трезвучия всех ступеней лада и их обращения
Форма № 1
Цитата из фильма: «Вовка, за хлебом сбегай, - а? Я забыла. Да, и макароны захвати».
Все педагоги мира всю жизнь мечтали о той счастливой минуте, когда пред учащимся будет поставлена всего одна задача. Например, принести с магазина хлеб. Всё, больше ничего с магазина не нужно приносить. На первый раз. Задачи по гармонии наши учащиеся могут решать в неограниченном количестве. Если в этих задачах – одно неизвестное.
В моей задаче по форме № 1 учащемуся необходимо найти всего один голос – тенор. То есть все другие голоса и функции аккордов в задаче уже есть. По этой форме мы, если и посылаем Вовку в магазин, то только за хлебом. Никаких макарон, вермишелей и прочих продуктов сейчас Вовка купить не сможет. Потому что он устал и потому что на объекте у Манохина трубы лопнули. А ещё потому, что за кооперативную квартиру деньги не выплачены и у сына – проблемы в школе.
Стр. 2
Форма № 2
Теперь у нас уже два неизвестных голоса – альт и тенор. Но тенор мы находили раньше. Тенор – лёгкая задача. Новая задача – найти альт.
Другими словами если сказать, когда Вовка привыкнет после работы таскать хлеб с магазина, то ему не трудно будет захватить также и макароны. Тем более что у Вовки две руки. В правой руке у Вовки будет хлеб, а в левой руке – макароны. Или наоборот, что, конечно, неважно. Со временем Вовка так привыкнет таскать с магазина хлеб и макароны, что ему не надо будет ничего напоминать. Условный рефлекс – по учению И. П. Павлова. Сходить в магазин, - тоже работа, только домашняя.
Стр. 3
Форма № 3
По этой форме учащемуся надо найти и вписать в задаче три отсутствующих голоса – сопрано, альт и тенор. Причём порядок поиска и запись лучше делать сверху вниз, тогда не будет нарушений в расположении аккордов.
Если сравнить наше положение с положением Владимира Николаевича, именуемого в народе просто – Володькой, то теперь с магазина ему проходится носить не только хлеб и макароны, но также картошку. Две руки, мы помним, у Володьки заняты, а для картошки можно приспособить на плечи небольшой школьный ранец. Продавцов ничем не удивить. Иногда за продуктами приходят совсем маленькие дети, бывает, что собачка выполняет эти простые функции. Володька – хороший прораб, а здесь – он просто носильщик.
Стр. 4
Форма № 4
Сейчас в задаче у нас нет трёх верхних голосов. И нет функции аккордов. Определить функцию аккордов – задача для учащегося непростая.
По принятой традиции, мы сравниваем своё положение с положением Владимира Николаевича, которого во дворе никто Николаевичем не именует, а именуют либо Вовкой, либо прорабом. Теперь Вовка – прораб носит с магазина не только хлеб, макароны и картошку, то также и курево для себя. Но думать Вовке ничего не нужно, в руке у него деньги – «без сдачи» и записка для продавца. Вовка работает, как пионер – Тимуровец. Сказано, окучить яблоню – окучим; сказано, спилить яблоню – спилим. В прошлом году была комиссия во дворе: «Убрать клумбу – сделать детям бассейн». Сделали. В этом году была комиссия во дворе: «Убрать бассейн – сделать детям клумбу». Сделали.
Стр. 5
Форма № 5
Теперь у нас – сочинение задач. У моих учащихся было два пути – на выбор. Либо учащийся до экзамена сочиняет 24 задачи во всех тональностях, либо он решает одну единственную задачу на экзамене. Большинство учащихся предпочитало облегчить себе экзамен. При этом интересы преподавателя и учащихся совпадали полностью.
По традиции сравним своё положение с положением Вовки – прораба. Мы ещё находимся как-то на плаву, а у Вовки положение плачевное. Впервые в жизни жена, то есть Люсенька - родная дала большие деньги: «Купи в магазине всё то, что хочешь». А дело было пред женским праздником, сами понимаете. Вовка, конечно, принёс, что нужно. И закуски принёс, всё под контролем. А дальше – укор со стороны жены: «Ты что-то забыл принести». Нет на свете такой жены, чтоб ей угодить на 8-е марта. Самые скучные лица у мужчин бывают 7-го марта. А тут – особый случай: Вовка забыл купить цветы.
Стр. 6
Заключение
Внимательные, пытливые учителя и отдельные учащиеся, тоже – пытливые, ознакомившиеся с моим методом, могут сказать: «А Зайцев хитрит, он что-то утаил. И предлагает вначале немного «вспахать» гармонию по методу И. Дубовского, затем – глубоко и серьёзно «пахать» по методу Д. Зайцева». Каюсь, каюсь, - другого пути не встречал. Значит, наука у нас непростая. Свой дом мы строим вначале с кривыми стенами. Потом всё рушим. И строим заново.