Стр. 1
Тема шестая: Хроматическая
секвенция
Важнейший приём музыкального развития
Хроматическая секвенция отличается от диатонической секвенции примерно
так же, как отличается высшая математика от арифметики. Если что-то у учащегося
не движется в хроматической секвенции, то это признак того, что предыдущая
часть гармонии практически не доработана до хорошей кондиции. Всякая тема в
гармонии тесно «завязана» с предыдущей темой. И если есть задержка в мышлении
по теме шестой, то надо вернуться к теме пятой и даже к четвёртой. И опять
решать задачи. Много и даже с удовольствием. А если задачи от учителя
закончились, то можно придумывать свои задачи. И пока «этот орешек не будет
расколот окончательно», нам нечего делать в следующей теме гармонии.
Стр. 2
О хроматической секвенции
Хроматические секвенции
бывают двух видов: на тональной основе и на модулирующей основе. У меня эти два
вида даны в одной теме. Мои учебные задачи по гармонии очень приближены к
гармоническим прелюдиям
для фортепиано. Элементы композиторского мышления – налицо. Сам метод побуждает
учащихся к творческому мышлению на стыке между формальной логикой и красотой
звучания.
По желанию учащегося в
учебных задачах можно широко применять неаккордовые звуки, как в плавном, так и
в скачкообразном движении.
По желанию учащегося задачи
можно оформлять как гармонические прелюдии для фортепиано, либо как хоральные
классические прелюдии.
Если кому угодно, можно активизировать ритм, на здоровье. Важно
соблюдать осторожность и всё делать со вкусом. И ещё задача для учащегося: от
данной темы далеко отходить нельзя.