Украинские песни и русские песни в интонационном отношении имеют одну природу и историю развития. Языки у двух народов – разные. Но и здесь много общих корней.
Вечный двигатель создать нельзя, но эту истину не знают дети. И поэтому некоторые дети постоянно что-то создают нечто похожее на вечный двигатель. И некоторые взрослые люди, тоже как дети, всю жизнь создают свой «вечный двигатель». Цикл музыкальных пьес с названием – «От мелодии до фугетты» - проект фантастический и приметно сложный. Неважно, что будет в финале, потому что уже сейчас некоторые фрагменты конструкции очень симпатичны автору. И эти фрагменты, есть надежда, вполне сгодятся для учебного дела в школе. Играть мелодию двумя руками совсем непросто. Но мы – народ особенный. Мы учимся не только хорошо играть, но также – красиво ошибаться. У нас, к примеру, мелодию можно играть отдельно каждой рукой или играть отдельные фрагменты. Можно вначале играть немного неритмично. И без счёта. А нас со стороны никто не слышит. И некому возмущаться. Учитель всё слышит, но правит только в той мере, чтобы не тормознуть движение.
У первой музыкальной пьесы название может быть разное, но суть часто одна – мелодия и сопровождение. Мой путь в музыку начинался в 14 лет, а в кружке я решил научиться играть три песни. И дальше идти самому. Идея не фантастическая. На деле всё так и вышло. В училище и в консерватории, как мне думается, нас мало учили, но больше пытались чему-то воспитать.
Каждая прелюдия к узбекской сказке больше отражает настроение, дух сказки, чем её конкретное содержание. Автор прелюдий всячески стремился использовать основные ритмические и ладовые особенности узбекской народной мелодии. Непременно следует отметить то, что прелюдии к сказкам сочинялись с большой серьёзностью и любовью. Простота фактуры и удобство игры – общие правила для всего творчества композитора Дмитрия Зайцева.
Две мелодии с одинаковым ритмом и преобладанием благозвучных интервалов, и вправду, очень похожие друг на друга. Хотя верхнему голосу мы отдаём больше внимания. И от этого факта нижняя мелодия немного обижена на нас и на верхний голос. Но сама ничего не может изменить. То есть всё происходит как у людей. Специалисты завода – главный инженер и технолог. А руководит заводом директор. У двух мелодий – «близнецов» много общих признаков. Но делать конкретный анализ каждой мелодии я бы не решился. Одно дело – сочинять, творить музыку. И совсем другое дело – рассматривать в лупу каждый такт отдельно. К счастью для музыкантов, музыка – не таблица умножения. У музыки, разумеется, есть общие законы развития. Но есть также переходные моменты и примесь тайны.
Уменью сочинять музыку в консерватории не учат. Лишь подводят итоги. И в школе, обольщаться не нужно, уменью сочинять - тоже не учат. В обычной школе и дела – обычные, то есть – знания и навыки игры. У паровоза и у вагона – разные функции. Если мы воспитываем в ребёнке функцию ведущего человека, - дальше ему трудно быть послушным и прилежным в деле. И если мы воспитываем в ребёнке навыки воспитанного, прилежного человека, то дальше ему трудно будет что-то сочинять. Первые шаги в композиции каждый музыкант проходит сам. И в консерватории на вопрос: «Как научиться сочинять музыку?», - непременно, ответят также вопросом: «А что Вы принесли с собою, разрешите посмотреть?».
Вообще-то нас воспитывали в том духе, что если классик, то в нём всё гениально. Но это совсем неправда. В творчестве любого классика есть произведения и гениальные, уму непостижимые, никак и ничем необъяснимые. Просто слов никаких нет в природе, чтобы объяснить гений. Но есть у каждого классика и пьесы среднего уровня, то есть пьесы, можно сказать, переходного, рабочего назначения. В неровности есть процесс и природа творчества. Пассакалия до-минор для органа И. С. Баха - произведение гениальное, и поэтому необъяснимое, не подлежащее научному анализу. Нет слов таких, чтобы выразить причину появления такого произведения да ещё в ту далёкую пору. И вот я – неокрепший кандидат в музыканты и учащийся музыкального училища вдруг случайно, конечно, услышал эту запись с пластинки. А дальше пошло и поехало. Я слушал запись, не помню, сколько раз, но много, и для меня это было просто открытие нового мира.
Бывают разные сказки: большие и малые, грустные и весёлые. Бывают даже назидательные сказки. Свои прелюдии я писал для русских сказок, которые популярны в народе и добрые внутри.
Избранные учебные пьесы для фортепиано. Мне – автору избранных пьес особенно нравятся пьесы – ансамбли, где полифоническая составляющая весьма заметна. А вообще – то это просто красивые пьесы.
Во вторую часть вошли в основном фортепианные пьесы – соло. Эти пьесы написаны для средних и старших классов ДМШ. И здесь все признаки оптимальной простоты фактуры и удобства для игры.
Танго для фортепиано в обработке Д. Зайцева – это учебные пьесы для учащихся музыкальной школы. Структура пьес простая, академическая. В пьесах ощущается характер жанра в основном за счёт ритмики в правой руке. Пьесы рассчитаны для учащихся средних и старших классов. Кроме обработок известных классических танго, включены также собственные танго Д. Зайцева.